МОЖЕТ У НЕГО ДИСЛЕКСИЯ?

 

Для начала определимся, что такое дислексия. 

Дислексия - это частичное расстройство навыков: смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного.

Аслексия - полное расстройство навыков чтения или его утрата. 

Дислексия приводит к проблемам с орфографией, каллиграфией и математикой, а также могут быть проблемы, связанные с моторными нарушениями и концентрацией внимания. 

Как определить дислексию?

О дислексии говорят следующие особенности чтения у ребенка: 

фонематические проблемы, связанные с трудностями распознавания фонем, даже в знакомых словах ребенок читает слово неправильно («шалко» вместо «жалко»);

аналитико-синтетические проблемы, когда ребенок допускает искажения звуко-слоговой структуры слова («анстоле» вместо «на столе») или не овладевает принципами слогослияния (вообще не может прочесть слово из нескольких слогов);

оптические проблемы, которые проявляются в трудностях усвоения образов букв, их элементов и в целом с оптико-пространственными нарушениями и особенностями зрительного гнозиса (ребенок не ориентируется на листе, не видит строчки и клеточки);

мнестические нарушения, которые проявляются в невозможности запоминания буквы;

аграмматические проблемы характерны для тех детей, которые уже усвоили навык чтения, но во время «беглого» чтения допускают ошибки. Либо это один из признаков «угадывающего» чтения, когда ребенок прочитывает начало слова, а потом «подставляет» неправильное окончание;

– при семантической дислексии наблюдаются разные механизмы нарушения:

• неправильный тип обучения чтению – побуквенное чтение «бухштабирование» (когда ребенок вместо слова читает перечень отдельных букв: Б, А, Б, А),

• бедный лексикон,

• плохой уровень овладения грамматикой (отдельно «ручку» и «карандаш» ребенок знает, а, прочитав задание «покажи карандашом книгу, а рукой – папку», не может выполнить);

• а также смешанные формы, когда нарушения технической и смысловой стороны чтения встречаются в сочетанном варианте – особенности кратковременного зрительного запоминания и речевого развития приводят к независимому сочетанию нарушений технической и смысловой стороны чтения («пекук» вместо «бегут»).

 

Если вашему ребенку поставили диагноз «дислексия», не переживайте. Как правило IQ таких детей не хуже остальных детей. Но из-за того, что им тяжело читать, страдает не только урок чтения, но и остальные, так как на всех предметах приходится читать задание. 

 Упражнения для профилактики и лечения дислексии.

Для профилактики дислексии можно применять любые упражнения на развития воображения, памяти, мелкой моторики.

Следите за развитием речи. Если к четырем годам ребенок не может спокойно выразить свои желания, путает местами слоги в словах (например: вместо ПОКА, говорит КАПА) – это первые звоночки задержки речевого развития. Проконсультируйтесь с логопедом. Возможно вас направят в логопедическую группу в саду или порекомендуют занятия дома с логопедом. Не пугайтесь этого, чем раньше начнете исправлять речь, тем меньше шансов, что потом это перерастет в дислексию.

Детям с таким диагнозом с большим трудом дается чтение больших текстов, на публике им психологически очень тяжело читать вслух, от этого у них еще больше ошибок при чтении и в следствии паника и отвращение к чтению.

Не сердитесь и не ругайте ребенка, что он читает хуже всех в классе. Откажитесь от тестов на скорость чтения. В данном случае лучше читать медленно, но продуктивно. По чаще хвалите его, это придаст ребенку больше уверенности и сил. Ему тяжело, он понимает, что отстает от сверстников, но ничего не может с этим сделать. Придайте ему уверенности и в результате ребенок догонит одноклассников, и в будущем не останется и следа от диагноза. 

Общие упражнения при дислексии:

1. Поиск букв, слогов или слов в тексте.

В старой газете, в определенной статье или абзаце попросите ребенка найти букву С и обвести, если на слух ребенок не воспринимает, то можно ее написать. Потом усложняйте задание поиском слогов, а потом слов.

2. Чтение текста через слово.

Формирует ощущение нарастания темпа чтения, развивает произвольное внимание.

3. Игра «Вторая половинка»

Ребенок должен угадать окончание слова, увидев его первую половину.

Например мага(зин), водо(пад), лестни(ца)

4. Вставить пропущенные буквы. 

Например, при написании слова «кровать» пропускают 2 или 3 буквы, ребенок должен узнать слово и произнести его.

Например:  м_ш_на; тел_в_зор.

5. Решение кроссвордов, ребусов загадок очень развивает образность мышления и обогащает словарный запас.

6. Чтение скороговорок, поговорок и пословиц.

И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.

Флюорографист флюорографировал флюорографистку.

У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все — в сугроб.

Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.

Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ

Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.

Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

Баркас приехал в порт Мадрас.

Матрос принес на борт матрас.

В порту Мадрас матрас матроса

Порвали в драке альбатросы.

 

Сшит колпак, да не по-колпаковски,

вылит колокол, да не по-колоколовски.

 

Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.

Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

 

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.

 

Дед Додон в дуду дудел,

Димку дед дудой задел

 7. Упражнения на дыхание: 

Глубоко вдохните и на выдохе скажите согласные:

Пшлстцрфхсмтблвт

 

Глубоко вдохните и на выдохе скажите гласные:

аоеуиаоыяюуоеаию

8. Работа над установкой правильного порядка слов

Задание направлено на улучшение понимания школьником текста, который он читает. Задача заключается в составлении предложений в соответствии с картинкой.

Ребенку необходимо правильно заполнить пропуски, описывая изображение. При этом, важно следить, чтобы порядок слов был правильным, а предложения сконструированы корректно.

правильное запоминание текста

 Мальчик катается.

_______ _______ на _______.

_______ _______ на _______ в_______.

_______ _______ на _______ в_______ и ________.

 

Скорочтение при дислексии.

В методиках скорочтения есть хорошие упражнения, которые могут помочь в профилактике и лечении дислексии – это упражнения на развитие памяти, увеличения словарного запаса, концентрации внимания. Методика диагонального чтения не подойдет таким детям. При диагональном чтении улавливается общая мысль текста, но пропадают детали и снижается понимание содержания. А при низком словарном запасе можно и, вообще, не понять смысл прочитанного.

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка дислексия, обратитесь к специалистам: логопеду, психологу, нейропсихологу. При посещении занятий, специалист будет направлять ребенка и подбирать более подходящие упражнения и способы коррекции для имеющейся формы заболевания.

 

 

В статье использованы материалы специалистов: 

Артамонова Н.В., логопед

Ольга Азова, педагог, директор детского неврологического и реабилитационного центра «Логомед прогноз».